АВА - эффективная интенсивная обучающая программа для детей с РАС и другими особенностями развития, которая основывается на поведенческих технологиях и методах, подтвержденных многочисленными исследованиями. Кроме того, 17 июля 2020 г. прикладной анализ поведения был одобрен Минздравом России и включен в «Клинические рекомендации для психологов, психиатров педиатров».
Метод АВА впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. Улучшить качество жизни ребёнка и его семьи.
С чего начинается ABA терапия?
Для того чтобы написать индивидуальную программу, по которой поведенческий специалист будет заниматься с ребёнком, необходимо оценить уровень развития навыков на данный момент.
Для этого проводится тестирование VB-MAPP и/или ABBLS-R
В процессе тестирования определяются сильные и слабые стороны, факторы, влияющие на торможение развития и возникновение нежелательного поведения.
Активно изучается мотивационная сфера ребёнка, что в дальнейшем будет необходимо для реализации программы.
Тестирование проводится в рамках расписания занятий, обычно занятия со специалистом длятся 1-1,5 часа в день, 3-5 раз в неделю.
Продолжительность тестирования зависит от объёма уже сформированных навыков, чем больше навыков, тем дольше тестирование.