С точки зрения нейропсихологии ребенок может плохо учиться, быть плаксивым, раздражительным, вести себя импульсивно из-за особенностей функционирования головного мозга. Поэтому для того чтобы установить причины детских проблем и разработать программу коррекции, необходима помощь детского нейропсихолога.
Нейропсихолог проводит диагностику и определяет причины различного рода трудностей:
- в обучении (сложности с усвоением и запоминанием материала, ошибки из-за невнимательности, отвлекаемость и др.)
- в поведении (гиперактивность, неусидчивость, медлительность)
- в эмоциональной сфере (вспыльчивость, плаксивость, частые смены настроения, нетерпимость к неудачам и др.).
Родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание, чтобы своевременно обследовать ребенка.
Получить консультацию детского нейропсихолога нужно, если ребенок:
- имеет проблемы с памятью и вниманием;
- неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;
- быстро устает;
- в движениях выглядит неловким, неуклюжим;
- демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;
- проявляет себя как «непослушного», «трудного» в воспитании;
- плохо усваивает учебный материал;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
- получил родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.);
- родился с помощью кесарева сечения;
- родился недоношенным;
- имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
- наблюдается или наблюдался у врача-невролога;
- имеет в анамнезе какую-либо неврологическую симптоматику: ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития и др.), ОНР (общее недоразвитие речи), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и др.;
- мало ползал или не ползал совсем;
- имел травмы головы; получал общий наркоз.
- ребенок не контролирует себя, «не слышит» замечаний взрослых;
- поведение ребенка взрывное, импульсивное;
- ребенок подвержен гиперактивности или излишней медлительности;
- ребенок плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
- у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
- ребенок не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение;
- у ребенка трудности с запоминанием информационного материала;
- ребенок испытывает существенные трудности при самостоятельном выполнении задания в классе или дома;
- у ребенка повышенная усталость, он легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
- ребенок «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
- ребенок с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.
Наиболее желательным для нейрокоррекционных воздействий является возраст до 8-12 лет. Поэтому, чем раньше ребенок пройдет курс нейропсихологической коррекции, тем результативнее окажется полученная помощь.