В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, будут появляться нарушения в моторном, речевом, познавательном развитии, а также в поведении ребенка.
Целью занятий по сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Важным аспектом терапии является мотивация ребенка. Вышеописанные цели реализуются с использованием разнообразных устройств и вспомогательного терапевтического оборудования, такого как качели, балансиры, платформы, гамак и многое другое. Воздействуя на другую группу чувств, мы применяем, к примеру, фактурные сенсорные пособия, утяжелители, оборудование для слуховой или зрительной стимуляции нервной системы.
Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме «учебной игры». Ребенка будут побуждать и направлять на выполнение действий, которые будут высвобождать и провоцировать соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул. Во время занятий будут выполняться соответствующие для ребенка упражнения, обладающие вестибулярной, проприоцептивной, а также тактильной стимуляцией. Степень сложности этих упражнений будет постепенно возрастать таким образом, чтобы требовать от ребенка более организованных и прогрессирующих реакций. Терапия сенсорной интеграции для ребенка, как правило, является удовольствием, но одновременно и тяжелым трудом, нацеленным на достижение успеха, который, был бы невозможен при обычных спонтанных играх.
Признаки нарушений в сенсорной системе ребёнка:
Нарушения вестибулярной системы:
- Постоянно хочет играть или долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей
- Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом
- Неловок в спортивных играх
- Чаще сверстников падает или вовсе не пытается удержаться от падения
- Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки, например с разрезанием бумаги ножницами, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде
- Путает право и лево, верх и низ
- Демонстрирует резкие и неритмичные движения
- Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»
- Очень боится упасть, боится высоты
- Боится ездить на эскалаторе и в лифте
- Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила
- Ошибается в оценке пространства и расстояний
- Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство.
Нарушения зрительного восприятия:
- Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует или пишет
- Испытывает трудности, собирая мозаику и строя что-либо из кубиков
- Не любит незнакомые места
- С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе
- Не видит сходства и различия в узорах или рисунках
- Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу
- Не может резать ровно по линии и/или склеивать предметы и бумагу в нужном месте
- Работает с частями задания, но не видит целостной картины.
Нарушения слухового восприятия:
- Не всегда отвечает, когда к нему обращаются
- Неверно понимает обращённые к нему слова
- Путает схожие по звучанию слова
- Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения
- Не может верно указать направление, откуда идёт звук
- Не любит находиться на групповых мероприятиях
- Демонстрирует высокую чувствительность к шуму.
Нарушения двигательного планирования:
- Неуклюж или неловок, часто натыкается или спотыкается о предметы
- Избегает участия в спортивных играх или иных видах физической активности
- С трудом придумывает для себя новые развлечения или не понимает, как играть с теми или иными игрушками
- Все время предпочитает следовать одной и той же схеме игры или выбирает одни и те же игры
- С трудом приступает к выполнению задачи или не может ее закончить
- Затрудняется переключаться с одного вида деятельности на другой
- Не может навести порядок в комнате и на столе
Нарушения тактильной чувствительности:
- Не любит мыть лицо и голову
- Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах
- Крайне негативно переносит загрязнения рук
- Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи
- Не любит, когда его касаются, уворачивается от объятий
- Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды
- Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)
- Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве
Что делать?
Если Вы замечаете какие-то из перечисленных признаков у Вашего ребёнка, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу для полной диагностики и составления коррекционной программы по сенсорной интеграции.