Как связаны родовые травмы шеи и нарушения детского развития (аутизм, ЗРР, ЗПР)?

Среди причин особенностей детского развития есть одна, если не повсеместно, то точно часто встречаемая - родовая травма. Это неудивительно, ведь роды в любом случае, были они естественным путём либо через кесарево сечение, довольно травматичны для младенца.

Если не учитывать серьёзные травмы, вроде переломов ключицы, разрывов спинного мозга, повреждения мозга с исходом в ДЦП, то чаще всего в родах страдает шея.

Казалось бы, что там такого в этой шее? Главное же, чтобы мозг был цел! Мозг это безусловно важнейший орган, но при травмах шеи часто повреждается на первый взгляд не самая важная для речи, развития и интеллекта структура, входящая в состав ствола мозга - продолговатый мозг. Продолговатый мозг - это часть головного мозга, которая соединяет спинной мозг с головным. Она регулирует важнейшие процессы жизнедеятельности - здесь находятся центры кровообращения и дыхания, повреждение которых приводит к мгновенной смерти.

Помимо центров жизнеобеспечения, продолговатый мозг содержит некоторые другие отделы, повреждение которых даёт типичную картину нарушений развития, в особенности проблем с речью:

Ядро оливы - связано с мозжечком и по сути является промежуточным ядром равновесия. При повреждении у ребёнка выявляются проблемы с равновесием - в раннем возрасте с началом ходьбы необычно много падений "на ровном месте", позже неуклюжесть;

Ядра черепных нервов - с 9 по 12 пару:

  1. Языкоглоточный нерв - при поражении трудности с жеванием, глотанием, перемещением пищи во рту, частичная потеря вкусовой чувствительности;
  2. Блуждающий нерв - при поражении слюнотечение, проблемы с глотанием, потеря звучности у голоса, речь "в нос";
  3. Добавочный нерв - при поражении ребёнку трудно поднять руки выше плеч, не может пожать плечами, может быть затруднено использование жестов да/нет (нет кивков и мотания головой в стороны - ребёнок либо не имеет этих жестов вообще, либо показывая их кланяется/вертится всем телом;
  4. Подъязычный нерв - при поражении ребёнок говорит как с "кашей во рту", не может сложить губы в трубочку и задуть свечки, надуть шарик, язык при высовывании отклоняется в сторону.

Ретикулярную формацию (РФ) - это система нервных клеток, ответственная за активацию коры мозга. Ретикулярная формация действует как своеобразный фильтр важности - всё, что мы видим, слышим, чувствуем, сначала попадает в РФ для оценки того, насколько важен предъявляемый стимул и только потом мозг принимает решение как ему действовать.

Если нарушается работа ретикулярной формации, то могут появиться весьма характерные симптомы:

  1. Не происходит сортировка стимулов на важные/неважные - на мозг со всех сторон сыпется куча информации от сенсорных систем, в результате чего возникает типичная для РАС сенсорная перегрузка;
  2. Нарушаются процессы поддержания устойчивого внимания - в результате ребёнку трудно произвольно концентрироваться на занятиях, при общении, неправильно выбирается фокус для внимания ("каркнула ворона - о, как интересно, не то что мама/папа со своими занятиями");
  3. Могут быть нарушения поведения и эмоциональная неустойчивость (агрессивность, гиперактивность, тревожность, склонность к истерикам и т.д.);
  4. Наблюдаются проблемы со сном - будучи младенцами такие дети долго капризничают при засыпании, постоянно просыпаются. Бывает и по-другому - ребёнок демонстрирует необычно большую вялость и сонливость;
  5. Нарушения процессов обработки сигналов от органов чувств - может наблюдаться как увеличение чувствительности к чему-либо (запахи, звуки, свет и т.д.), так и понижение.

Что же со всем этим делать?

Если у ребёнка были какие-то видимые травмы шеи, например, кривошея, то безусловно стоит работать над восстановлением правильного положения мышц и позвоночника, так как любые значительные сдвиги/смещения в области шеи будут мешать нормальному кровоснабжению мозга и дальше вредить его развитию.

Но, к сожалению, нередки "невидимые" травмы, такие, как например, подвывих атланта (первого шейного позвонка). Бывает, что с ним живут годами и ничего, а бывает так, что небольшое его смещение не так чтобы повреждает продолговатый мозг, но долго мешает ему нормально созревать из-за затруднения местного кровообращения.

Подвывих атланта встречается при скорых родах, а ещё, когда ребёнку "помогали" родиться - неумело достали за голову при кесаревом сечении, применяли ротационные приёмы в естественных родах, использовали вакуум-экстрактор или выдавливание. Иногда подвывих никак не связан с действиями акушеров в родах, а происходит из-за неосторожного обращения с младенцем (когда молодые родители забывают поддерживать головку малыша, трясут ребёнка) или из-за падений в младенческом возрасте.

С этой травмой сложно что-то сделать так, чтобы эффект был сразу, ну или хотя бы был относительно быстрым. При его обнаружении родителям иногда предлагают сводить ребёнка к каким-нибудь остеопатам-мануальщикам.

С одной стороны, такие техники может кому-то и правда помогают, а с другой - они довольно агрессивны, 100% гарантий никто не даст, а шея это такое нежное и важное место, что неумелые действия почти наверняка навредят ребёнку ещё больше.

Касательно же коррекции расстройств развития от такого повреждения - остаётся необходимость долгой восстановительной работы.

Если на черепные нервы не действует что-то постоянно их разрушающее (опухоли, кровоизлияния, яды и прочее), то работа с ними традиционными реабилитационными способами (логомассаж, артикуляционная гимнастика, витамины) постепенно приводит к их по меньшей мере частичному восстановлению.

Ретикулярная формация это довольно древняя, обширная сеть нейронов, созданная природой с таким расчётом, что если какая-то часть её клеток повреждена и не функционирует должным образом, другая часть после могла бы взять на себя если не всю, то хотя бы некоторую долю поврежденных функций.

В любом случае, продолговатый мозг, несмотря на безусловное влияние на речь, поведение и обучаемость, напрямую не связан с интеллектуальными способностями (это преимущественно функция коры лобно-височных долей). Поэтому, если рассматривать в качестве "виновника" нарушений развития именно его, то дети здесь остаются интеллектуально сохранными, поэтому смысл, пусть долгой, но коррекции, тут всегда есть!

Обратная связь

Оставьте свои данные и мы с вами свяжемся

Все права защищены, 2020