Если не учитывать серьёзные травмы, вроде переломов ключицы, разрывов спинного мозга, повреждения мозга с исходом в ДЦП, то чаще всего в родах страдает шея.
Казалось бы, что там такого в этой шее? Главное же, чтобы мозг был цел! Мозг это безусловно важнейший орган, но при травмах шеи часто повреждается на первый взгляд не самая важная для речи, развития и интеллекта структура, входящая в состав ствола мозга - продолговатый мозг. Продолговатый мозг - это часть головного мозга, которая соединяет спинной мозг с головным. Она регулирует важнейшие процессы жизнедеятельности - здесь находятся центры кровообращения и дыхания, повреждение которых приводит к мгновенной смерти.
Помимо центров жизнеобеспечения, продолговатый мозг содержит некоторые другие отделы, повреждение которых даёт типичную картину нарушений развития, в особенности проблем с речью:
Ядро оливы - связано с мозжечком и по сути является промежуточным ядром равновесия. При повреждении у ребёнка выявляются проблемы с равновесием - в раннем возрасте с началом ходьбы необычно много падений "на ровном месте", позже неуклюжесть;
Ядра черепных нервов - с 9 по 12 пару:
Ретикулярную формацию (РФ) - это система нервных клеток, ответственная за активацию коры мозга. Ретикулярная формация действует как своеобразный фильтр важности - всё, что мы видим, слышим, чувствуем, сначала попадает в РФ для оценки того, насколько важен предъявляемый стимул и только потом мозг принимает решение как ему действовать.
Если нарушается работа ретикулярной формации, то могут появиться весьма характерные симптомы:
Если у ребёнка были какие-то видимые травмы шеи, например, кривошея, то безусловно стоит работать над восстановлением правильного положения мышц и позвоночника, так как любые значительные сдвиги/смещения в области шеи будут мешать нормальному кровоснабжению мозга и дальше вредить его развитию.
Но, к сожалению, нередки "невидимые" травмы, такие, как например, подвывих атланта (первого шейного позвонка). Бывает, что с ним живут годами и ничего, а бывает так, что небольшое его смещение не так чтобы повреждает продолговатый мозг, но долго мешает ему нормально созревать из-за затруднения местного кровообращения.
Подвывих атланта встречается при скорых родах, а ещё, когда ребёнку "помогали" родиться - неумело достали за голову при кесаревом сечении, применяли ротационные приёмы в естественных родах, использовали вакуум-экстрактор или выдавливание. Иногда подвывих никак не связан с действиями акушеров в родах, а происходит из-за неосторожного обращения с младенцем (когда молодые родители забывают поддерживать головку малыша, трясут ребёнка) или из-за падений в младенческом возрасте.
С этой травмой сложно что-то сделать так, чтобы эффект был сразу, ну или хотя бы был относительно быстрым. При его обнаружении родителям иногда предлагают сводить ребёнка к каким-нибудь остеопатам-мануальщикам.
С одной стороны, такие техники может кому-то и правда помогают, а с другой - они довольно агрессивны, 100% гарантий никто не даст, а шея это такое нежное и важное место, что неумелые действия почти наверняка навредят ребёнку ещё больше.
Касательно же коррекции расстройств развития от такого повреждения - остаётся необходимость долгой восстановительной работы.
Если на черепные нервы не действует что-то постоянно их разрушающее (опухоли, кровоизлияния, яды и прочее), то работа с ними традиционными реабилитационными способами (логомассаж, артикуляционная гимнастика, витамины) постепенно приводит к их по меньшей мере частичному восстановлению.
Ретикулярная формация это довольно древняя, обширная сеть нейронов, созданная природой с таким расчётом, что если какая-то часть её клеток повреждена и не функционирует должным образом, другая часть после могла бы взять на себя если не всю, то хотя бы некоторую долю поврежденных функций.
В любом случае, продолговатый мозг, несмотря на безусловное влияние на речь, поведение и обучаемость, напрямую не связан с интеллектуальными способностями (это преимущественно функция коры лобно-височных долей). Поэтому, если рассматривать в качестве "виновника" нарушений развития именно его, то дети здесь остаются интеллектуально сохранными, поэтому смысл, пусть долгой, но коррекции, тут всегда есть!