Неговорящий ребенок: пора ли бить тревогу?

Как понять, что у ребенка проблемы с речью, и что с этим делать?

Статистика неговорящих детей

На сегодняшний день родители все чаще стали обращаться к логопедам не для того чтобы научить ребенка говорить "р", а для запуска речи в целом.

В середине 70-х годов, количество неговорящих детей среди детей 4-х летнего возраста составляло лишь 4%. В то время как на сегодняшний день эта цифра взлетела до 25%.

Трудно сказать, что именно в большей степени влияет на увеличение количества неговорящих детей. Среди ведущих причин экология, гаджеты, снижение социальных контактов детей и некомпетентность родителей. Однако, с уверенностью можно сказать, что появление мульти-медийного пространства в жизни ребенка в раннем возрасте в значительной степени тормозит его речевое развитие.

Причины отсутствия речи у дошкольников

На самом деле существует несколько неврологических и логопедических диагнозов, обуславливающих дефицит речи у детей. Мы рассмотрим самые распространенные из них.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития характеризуется низким темпом развития речи.

  • причина чаще всего кроется в особенностях развития мозга, либо в неправильном речевом примере
  • у ребенка запаздывает только воспроизведение речи, а ее понимание в норме
  • ребенок может сам спонтанно полноценно овладеть языком, без помощи логопеда
  • в имеющихся словах нет ошибок, ребенок произносит их правильно
  • в целом дети открыты, положительно относятся к контактам со взрослыми

Алалия

Это тяжелое нарушение речи, характеризующееся отсутствием воспроизведения и понимания речи.

  • ребенку трудно понимать обращенную к нему речь
  • слова, которые он произносит полны ошибок, звучат неверно
  • основная причина - повреждение коры головного мозга при родах или в раннем возрасте
  • поздние первые слоги и звуки, поздние первые слова; развитие речи запаздывает с самого начала
  • нарушена координация и моторика, в том числе пальцевая
  • самостоятельно дети не могут освоить язык, необходима помощь логопеда и врачей

Аутизм

Расстройство, при котором отсутствие речи является сопутствующим фактором. Его часто путают с алалией и другими речевыми нарушениями.

  • такие дети молчат, не реагируют на обращенную речь
  • могут говорить звуки и слова, но используют их не по назначению; не употребляют их в коммуникации, произносят их просто так, сами для себя, много повторяют
  • до определенного возраста речевое развитие может быть нормальным, а потом тормозиться и деградировать
  • характерны другие признаки аутизма, такие как неконтактность, отрешенность, нежелание общаться

Умственная отсталость или ЗПР

Это два интеллектуальных нарушения, отличающихся друг от друга в основном своими причинами и обратимостью. Однако нарушения речи при них почти одинаковые

  • запоздание развития речи, также как и при алалии
  • непонимание не всей обращенной речи, а отдельных слов и предложений, незнакомых ему
  • дети открыты к речевому контакту, но их речь полна ошибок
  • главный отличительный признак - наличие нарушений в других психических функциях, таких как память, внимание, мышление и т.д.

Есть и другие причины отсутствия речи на ранних этапах, однако нами были описаны самые распространенные из них.

Что делать?

Прежде всего, если вы замечаете у своего ребенка запаздывания речи, трудности ее понимания и воспроизведения или другие речевые особенности не стоит сидеть и ждать пока ребенок сам разговориться. Незамедлительно обратитесь к специалисту , прежде всего к неврологу. Если к 1,5 годам первого слова так и не свершилось - это повод обратиться к специалисту. Отсутствие фразы к 2 годам - тоже тревожный звоночек. После посещения невролога и постановки диагноза, вам стоит обратиться к логопеду-дефектологу и нейропсихологу и сделать упор на занятиях с ними.

Важно внимательно следить за речевым развитием ребенка, ведь это является важной составляющей формирования его мышления и других психических функций!

Обратная связь

Оставьте свои данные и мы с вами свяжемся

Все права защищены, 2020