Почему раньше было меньше ЗРР, ЗПР, СДВГ и аутизма?

Да, раньше дети были во всех смыслах здоровее. Логопеды только ставили звуки, а не вызывали речь, про аутизм никто и слыхом не слыхивал, а малыши запоминали цвета и учились грамоте без всяких хитроумных методик, как будто сами по себе.

Да, дети действительно хорошо говорили в год (сейчас этот факт подвергают сомнению), и рано понимали назначение горшка. Первоклассники не только самостоятельно делали уроки, но и могли приготовить легкий обед и подоить козу. Сейчас об этом помнят только предпенсионеры, а новое поколение родителей до двух лет кормит детей из блендера и укладывает спать грудью, покупает подгузники на 16 кг. и нанимает няню для 10-летних.

Обилие речевых диагнозов, нехватка логопедов – все это началось в новом веке. Что тогда изменилось решающим образом? А вот что: в нашу жизнь прочно вошли гаджеты! Все быстрее и быстрее они захватывали дома и семьи, и вот уже младенцам покупают планшет. А что в планшете? «Развивающие» игры и мультики, «полезные» песенки, «обучающие» стишки. И сидит малыш, пристегнутый в своем стульчике, уставившись в экран. И некоторые родители еще и восхищаются, как он пальчиком уже туда-сюда! (родители, нечем гордиться).

Мозг ребенка тысячелетиями развивается в определенной последовательности, по определенным правилам: от одной части к другой, и никогда не наоборот

Да, стоит сказать, что мозг – неоднородная структура, не только «серое вещество», как говорил один детектив. В нем есть разные отделы, отвечающие за разные функции. Если очень упростить: есть зона мозга, отвечающая за движения, другая область отвечает за понимание речи, третья за сон и бодрствование и т.д.

Ребенок рождается с незрелым мозгом: какие-то его структуры еще не сформировались, а какие-то работают относительно хорошо. Например, у новорожденных не развиты отделы мозга, отвечающие за речь, и поэтому за всю историю человечества не было еще младенца, который бы сразу после родов сказал: «Уф, мама, это было сложно! Всем спасибо, все могут разойтись, я поем и буду спать, два часа меня не будить!». Зато любой здоровый доношенный новорожденный начнет активно сосать, если в его рот попадет что-то подходящее для этого. Потому что та зона мозга, которая регулирует сосание, у новорожденного прекрасно сформирована.

По мере того, как дозревает мозг, ребенок приобретает новые навыки: ходьба, речь, обучение, самоконтроль… В строго определенном порядке. Нельзя попасть в пункт В, не проехав пункт А. Пункт А для младенца – движение. Это то, с чего начинается его психическое развитие. Малютка развивается, когда он двигается: удерживает голову, переворачивается, складывает в колечки свои маленькие пальчики, стучит ложкой по столу, переворачивает тарелку, все достает и везде заглядывает, всюду лезет и всем мешает (да, это тоже часть развития). Как только вы ставите перед ним планшет – стоп! – его развитие останавливается. Потому что обучающие мультики и песни – это следующий этап, к которому младенец не готов (а будет готов, когда будет говорить, рассуждать, проявлять навыки саморегуляции и самоконтроля – примерно к 4 годам, если он полностью здоров). И пока вы в тишине принимаете душ (это важно, конечно), а малыш «смотрит» мультики, драгоценное время для его развития уходит. Пара пятиминутных мультиков в день на протяжении года – 5 минут умножаем на два мультика, умножаем на 365 дней, … и ребенок уже гарантировано заговорит позже сверстников. Это, конечно, при том условии, что все остальное время вы делаете массаж и «ладушки», занимаетесь гимнастикой и играете в подвижные игры, ползаете наперегонки и собираете пирамидки с ведерками.

Гаджеты, во-первых, ограничили физическую активность подрастающего поколения. Во-вторых, они отдалили детей их от родителей.

Участие взрослого – необходимое условия развития ребенка

Взрослый - это машинист, который ведет поезд из пункта А в пункт В. Ребенок не может развиваться, если 24/7 он будет один. Пусть даже в комнате, полной игрушек и гаджетов. Ему нужен взрослый. Когда Ваш малыш занят погремушкой, а Вы сидите в социальных сетях – драгоценное время для его развития уходит. Если Вы систематически сажаете двухлетку в коляску и наматываете круги по парку с аудиокнигой в ушах, пока ребенок мусолит сушку – Вы преступник. Выньте ребенка из коляски, дайте ему потрогать траву и песок, скатите с горки, налепите куличиков, попадите по дождик, спойте, покричите, посмейтесь. «Раньше было лучше», потому что люди жили большими семьями, в которых малыш не оставался один, с ним все время кто-то занимался – качал, смешил, играл. Пока бабуся управлялась по хозяйству, ребенок хвостиком ходил за ней: к гусям, к курам, на огород, в сарай. Смотрел, трогал, запоминал, получал эмоции. Современные малыши целыми днями сидят в квартирах, зачастую наедине с мамой, да еще и полдня у телевизора, а на прогулках спят. Они бы рады развиваться, да у них нет условий для этого. А мы пожинаем то, что посеяли.

В какой-то степени, распространенные сейчас диагнозы вроде ЗРР, ОНР, СДВГ, алалии и др. - обратная сторона прогресса. Можно ли получить от техники только комфорт и ни капли вреда? Как будет дальше развиваться человечество? Окажемся ли мы снова в Средневековье? Пока все эти вопросы остаются без ответов.

Обратная связь

Оставьте свои данные и мы с вами свяжемся

Все права защищены, 2020