С 1 до 3 лет происходит первоначальное овладение речью. Это возможно, если ребенок правильно понимает речь взрослых. Первые детские слова нередко обобщают, например, «ням» — это и процесс кормления, и столовые приборы, и желание кушать. В этом возрасте пропуск отдельных звуков в словах тоже может быть нормой. Показателем нормального формирования речи в этом возрасте может служить тот факт, что ребенка понимают посторонние люди. Даже допуская ошибки, ребенок может объясниться с чужим человеком.
В 2-3 лет ребенок должен уметь строить простые предложения из 2-3 слов и правильно согласовывать эти слова. Ребенок уже знаком с простыми разницами «один-много», «светло-темно», «холодный-горячий» и т.п. Достаточно легко ориентируется во множестве незнакомых слов, быстро их усваивает и употребляет в своей речи.
С 3 до 5-5,5 лет родителям нужно обращать внимание на грамматические формы детских слов, делать акцент на правильное сочетание, четко произносить окончания. В этот период можно показывать ребенку взаимосвязь между абстрактными для него знаками (буквами и цифрами) и словами, которыми он активно пользуется. Таким образом дети постепенно переходят к освоению чтения и письма. Активно развивайте у детей внимание, память, мышление, воображение, анализ. В этот же период ребенок учится правильно произносить все звуки.
До 5-6 лет ребенок должен полноценно овладеть связной речью. Это не просто набор звуков, а правильная последовательность их произнесения — сочетание в слова. При этом набор слов — это правильное сочетание слов, изменение их формы и правильное построение предложений, простых текстов, которые несут то значение, которое хочет передать ребенок.
К 6-7 годам речь ребенка полностью сформирована. Ребенок правильно произносит все звуки, умеет находить и вычленять звуки в словах (какой звук первый, какой последний), правильно использует грамматические формы слов, умеет строить рассказы, вопросительные и повествовательные предложения. И в обратном порядке: может выделить одно предложение, одно слово, разделить слово на слоги. То есть еще до школы ребенок учится полноценно пользоваться речью, осваивает ту базу, на которой потом всю жизнь он будет строить свои отношения в коллективе и социуме, познавать окружающий мир.
Большинство звуков ребенок умеет произносить уже к 3 годам. Позже остальных, с 4 до 5 лет, в речи появляются [Л], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж], [Р], [Р”]. Последние и самые сложные в произношении – звуки [Р], [Р”]. В среднем эти звуки у детей формируются в возрасте 4-5,5 лет.
Как понять, что нужна помощь специалиста? Обратитесь за консультацией к логопеду, если в 2-2,5 года ребенок:
Либо если в 3-4 года ребенок:
А также если в 4,5-5 лет он неправильно произносит звуки, неправильно пользуется составляющими речи (слова, словосочетания, предложения, рассказы). Во всех этих случаях только квалифицированный специалист сможет провести подробную диагностику развития ребенка для его возраста и подобрать необходимую коррекционную программу.